среда, 14 октября 2009 г.

Меннониты и Хортица

Крос-пост 

Советский энциклопедический словарь подтверждает: «меннониты – протестантская секта. Главным образом в США, Канаде, Нидерландах – где и была основана в 30-40 годы 16 века Менно Симонсом. Проповедуют смирение, отказ от насилия, верят во второе пришествие Христа».

 
Если в истории и бывают неудачи, то триста лет скитаний меннонитов – тому пример. Во второй половине семнадцатого века они вынуждены были покинуть Голландию. В 18-ом и 19-ом, спасаясь от гонений, снова эмигрируют: одни в Америку и Канаду, другие, оставив Германию и Польшу, делают выбор в пользу России…

У меннонитов всегда были свои представления о деревне. Русский историк Николай Иванович Костомаров в свое время писал: «Я осмотрел житье-бытье меннонитов и был изумлен чрезвычайно цветущим состоянием их быта. Дворы их обсажены садами, домики просторны и светлы… Все они грамотны. Разговорившись с меннонитами, я с удивлением услышал из их уст безукоризненно правильную малорусскую речь»… Трудно найти государство, которому были бы не нужны аккуратные, грамотные и трудолюбивые люди… Почему же они вынуждены были скитаться веками?

Отказ от войны – решающая причина гонений. Скромные и тихие меннониты осмеливались сопротивляться государственному военному призыву. Убивать? Ни за что! Возмутительно миролюбивы…

В 1768 Екатерина Великая официально пригласила большую общину меннонитов в Хортицкий район , чтобы те возделывали дикие степные земли, общая взамен свободы от всех военных обязанностей и отсутствие религиозных гонений. И больше столетия их община процветала. Большинство сел современного Запорожского района были основаны меннонитами - Кронцвейде (ныне Владимировское), Шангорст (Ручаевка), Нойедорфе (Широкое), Николайфельд (Николайполе), Неенбург (Малашевка).
Строили колонисты с размахом и с типично немецкой тщательностью. Вдоль длинных широких и ровных, словно вычерченных под линейку, улиц тянулись чистенькие домики, утопавшие в акациях. Немцы никогда не экономили на строительстве общественных зданий, в том числе и богаделен, благотворительных заведений, делая их добротными, каменными, крытыми черепицей. У крепких хозяев были кирпичные амбары и скотные дворы. Особое внимание уделялось образованию - немецкие школы поддерживались не только на местном уровне, но и субсидировались Германией: «помогать немцам оставаться немцами, или, если они уже отчасти утратили свой национальный характер, помочь им его вернуть».

На Хортице до сих пор остались захоронения меннонитов. Мы нашли могилы нескольких семей – почти все из родов Weibe и Hildebrandt. На некоторых камнях надписи совсем стерлись – ни имен, ни дат различить невозможно, на некоторых обновили только имена и года. Почти все надгробия подписаны цитатами из библии на своем уникальном «платдойч», или «плотдич» - так меннониты называли язык, на котором говорили дома. Это и не голландский, и не немецкий - это особый говор, родившийся именно на русской земле.
 
Самая поздняя дата на надгробном камне 1914. Позже уже захоронений не делали. Революция 1917 года уничтожила общину полностью. Их раскулачивали, как владельцев домашнего скота, лишили всякой собственности; помимо гонений со стороны большевиков, их также преследовали анархические войска Махно, как «привилегированных иностранцев». Жестоко убивали мужчин, женщин и детей, кому удавалось выжить, были посажены в тюрьмы. Эта жестокая резня привела к волне эмиграций остальных менонитских общин из России в Америку.

В субботу, 10 октября 2009 года в городе будет торжественно открыт памятник меннонитам - жертвам сталинского террора и религиозных притеснений. Памятник был создан по дизайну профессора университета искусства и дизайна Онтарио Paul Epp и призван увековечить память жертв той трагедии, которая унесла треть всех общин меннонитов на территории бывшего СССР.
9-11 октября будет открыта специальная выставка в Краеведческом Запорожском музее.
http://jesfor.livejournal.com/420920.html

Комментариев нет: